3.1.4 Ключевые риски
Общество регулярно выявляет, оценивает и контролирует риски, адаптирует свою деятельность с целью уменьшения вероятности и потенциальных последствий реализации рисков, а также информирует об этом акционеров и иных заинтересованных лиц. В соответствии с Положением по управлению рисками Правлением Общества[8] утвержден Реестр рисков Общества на 2022 год, содержащий 35 функциональных рисков, т.е. агрегированных рисков бизнес-процессов и рисков, оказывающий существенное влияние на деятельность Общества, в том числе на ключевые показатели эффективности единоличного исполнительного органа Общества, а через них – на достижение целей по управлению электросетевым комплексом и обеспечение стратегических целей группы компаний «Россети».
Для определения уровня воздействия рисков на деятельность Общества определяется уровень существенности риска. Риски ранжируются по трем уровням существенности: умеренный, значимый, критический. Мероприятия по минимизации рисков, имеющих «значимый» или «критический» уровень существенности, включены в План мероприятий по управлению рисками Общества на 2022 год.
На картах ниже представлена динамика изменения оценки значимости рисков в 2022 году в сравнении с 2021 годом.
Ниже представлен перечень наиболее существенных рисков, которые могут влиять на деятельность Общества, а также мероприятия по минимизации негативных последствий их воздействия.
Информация об управлении критическими и значимыми функциональными рисками Общества
Наименование риска | Влияние на показатели деятельности | Уровень существенности риска | Мероприятие по управлению риском | |
---|---|---|---|---|
2021 | 2022 | |||
ФР01-01. Снижение объема услуг по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к региональным распределительным сетям |
Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Значимый | Критический | — Мониторинг и прогнозирование электропотребления в разбивке по уровням напряжения, по которым дифференцируется цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, и категориям потребителей, а также мониторинг физических параметров баланса электрической энергии и мощности, проведение работы по повышению точности и достоверности планирования спроса на электрическую энергию и мощность. — Проведение работы с потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию плановых объемов услуг, в том числе заявленной мощности, для включения в соответствующие договоры оказания услуг по передаче электрической энергии и представления в органы государственного регулирования тарифов. |
ФР01-06. Увеличение инфляции |
Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Умеренный | Критический | — Реализация Программы повышения операционной эффективности и снижения расходов ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» на 2022-2026 гг. — Анализ запланированных объёмов работ и услуг, уточнение объёмов с целью непревышения плановой стоимости. |
ФР01-09. Штрафы НВВНеобходимая валовая выручка за неисполнение параметров инвестиционной программы |
Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Значимый | Критический | — Еженедельный контроль исполнения основных показателей ИПРИнвестиционная программа развития филиалами и Обществом в целом. — Контроль за целевым финансированием объектов ИПРИнвестиционная программа развития за счет средств тарифа на услуги по передаче э/э. |
ФР01-15. Изменение объёма резервов по сомнительным долгам (в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учёта) |
Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) | Критический | Критический | — Реализация мероприятий по снижению просроченной задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии и урегулирование разногласий, предусмотренные Регламента работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электрической энергии, числящейся на балансе ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала». |
ФР02-01. Увеличение объемов финансирования инвестиционной программы в целом и/или по отдельным титулам (по отношению к установленным лимитам) |
Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA | Значимый | Значимый | — Контроль включения заявок в план закупок в соответствии с ИПРИнвестиционная программа развития ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» на этапе согласования заявок. Согласование корректировки плана закупки текущего года под потребность следующего года. Согласование плана закупки под потребность следующего за текущим годом. |
ФР02-02. Реализация отдельных инвестиционных проектов, не предусмотренных инвестиционной программой |
Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA | Значимый | Значимый | — Контроль включения заявок в план закупок в соответствии с ИПРИнвестиционная программа развития на этапе согласования заявок. Согласование корректировки плана закупки текущего года под потребность следующего года. Согласование плана закупки под потребность следующего за текущим годом. |
ФР02-04. Отклонение показателя DEBT/EBITDA |
Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA | Значимый | Критический | — Формирование прогноза денежных потоков на краткосрочный период (квартал), расчет показателя чистый денежный поток. — Контроль реализации инвестиционных проектов по стоимости. — Управление уровнем расходов, в зависимости от ожидаемого уровня доходов (с учетом обязательных требований по надежности и безопасности). — Контроль исполнения соглашений по реструктуризации задолженности. — Получение экономически-обоснованных тарифно-балансовых решений. |
ФР02-05. Увеличение убыточности реализации договоров ТПТехнологическое присоединение по общей плате (для заявителей свыше 150 кВт) |
Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA | Критический | Вновь идентифицированный риск (включен в реестр). — Подача материалов для компенсации выпадающих доходов, связанных с увеличением объемов строительства по сравнению с выданными техническими условиями. — Контроль включения заявки на проведение торгово-закупочных процедур по объектам технологического присоединения в АСУЗД на соответствие стоимостных показателей заявки основным параметрам инвестиционной программы Общества. — Контроль обоснованности расчета предельной (начальной) стоимости закупки. |
|
ФР03-01. Неисполнение контрагентами обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии в установленные соглашением/ договором сроки и/или в неполном объеме |
Достижение запланированного уровня дебиторской задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии | Критический | Критический | — Претензионно-исковая работа с целью снижения дебиторской задолженности, контроль своевременности сроков проведения. — Взаимодействие со службой ФССПФедеральная служба судебных приставов РФ на стадии исполнительных производств, подписание с ФССПФедеральная служба судебных приставов РФ соглашений о взаимодействии, осуществление контроля погашения задолженности в рамках исполнительного производства по полученным судебным решениям по взысканию просроченной задолженности. |
ФР06-01. Неисполнение мероприятий по договору ТПТехнологическое присоединение в установленный срок |
Соблюдение сроков осуществления технологического присоединения | Значимый | Критический | — Фиксация в АСУ ПТП наличия от заявителя уведомлений о готовности к ТПТехнологическое присоединение. — Направление заявителям уведомления о подходе сроков завершения мероприятий по договору ТПТехнологическое присоединение. — Контроль планового и фактического исполнения договоров ТПТехнологическое присоединение в соответствии с форматом расчета коэффициента общего выполнения. |
ФР07-01. Несоблюдение подрядчиками сроков проектирования, поставки, строительства, ввода объектов в эксплуатацию |
Выполнение графика ввода объектов в эксплуатацию, % | Значимый | Значимый | — Контроль исполнения точек директивных графиков по приоритетным объектам. — Контроль исполнения вех графиков мероприятий, предшествующих строительству. |
ФР09-01. Несчастные случаи по вине работников Общества |
Отсутствие роста числа работников Общества, пострадавших при несчастных случаях | Критический | Критический | — Реализация мероприятий Комплексной программы по снижению рисков травматизма персонала ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» на 2021-2023 гг. — Обеспечение выполнения требований Порядка работы с персоналом ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» в части обучения персонала навыкам и методам безопасного выполнения работ, проведения проверки знаний, своевременное проведение инструктажей по ОТОхрана труда с проверкой качества их усвоения и т.д. — Обеспечение безопасных условий труда посредством организации приобретения сертифицированных, качественных и соответствующих установленным требованиям средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств, исправного инструмента и приспособлений и контроль правильности их применения, учета, хранения, проведения необходимых испытаний и т.д. — Контроль исполнения организационно-распорядительных документов, программ, содержащих требования по охране труда. |
ФР09-02. Несчастные случаи по вине сторонних лиц |
Отсутствие роста числа работников Общества, пострадавших при несчастных случаях | Критический | Критический | — Выполнение целевой программы оснащения современными средствами безопасности спецтехники и транспорта, используемого для выполнения работ и перевозки персонала, путем его обновления или переоборудования/дооснащения. — Проведение занятий с водителями по программе повышения профессионального мастерства и контраварийному вождению водителей Общества. — Контроль выполнения мероприятий по проверке состояния оборудования на соответствие требованиям НТДНормативно-техническая документация (проведение осмотров на предмет исправности ограждений и дверей ПСПодстанция, TПТрансформаторная подстанция, РПРаспределительная подстанция, КТП и наличия на них предупреждающих знаков и запирающихся на ключ замков, а также с целью выявления возможных мест проникновения к электрооборудованию в строительных конструкциях и ограждениях объектов электрических сетей). |
ФР09-03. Несчастные случаи и проф. заболевания вследствие воздействия производственных факторов |
Отсутствие роста числа работников Общества, пострадавших при несчастных случаях | Значимый | Значимый | — Организация проведения специальной оценки условий труда и лабораторного производственного контроля ОПФ и ВПФ. — Обеспечение безопасных условий труда посредством организации приобретения сертифицированных, качественных и соответствующих установленным требованиям средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств, исправного инструмента и приспособлений и контроль правильности их применения, учета, хранения, проведения необходимых испытаний и т.д. |
ФР11-02. Удорожание материалов, оборудования, строительства по объективным причинам (климат, география местности, инфляция, кризис и т.д.) не учтенных при утверждении инвестиционной программы Общества |
Снижение удельных инвестиционных затрат | Умеренный | Критический | — Контроль стоимости в соответствии с Порядком формирования начальной (максимальной) цены лота на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ (в том числе по договорам «под ключ») с учетом поставки оборудования и материалов по закупкам, включаемым в План закупок ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала», а также по внеплановым закупкам. |
ФР12-04. Вовлечение Общества / работников Общества в коррупционную деятельность |
Соблюдение законодательства, включая законодательство о предотвращении и противодействии коррупции и антимонопольное законодательство | Критический | Критический | — Реализация мероприятий Плана противодействия коррупции на соответствующий год. — Проведение ежегодных декларационных кампаний. |
ФР12-06. Наложение штрафных санкций ФАСФедеральная антимонопольная служба России |
Соблюдение законодательства, включая законодательство о предотвращении и противодействии коррупции и антимонопольное законодательство | Критический | Вновь идентифицированный риск (включен в реестр). Регламентация бизнес-процессов и порядка взаимодействия структурных подразделений Общества при осуществлении видов деятельности, подлежащих антимонопольному регулированию, контроль за соблюдением норм антимонопольного законодательства. |
|
ФР13-03. Нарушение и (или) прекращение функционирования объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса |
Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Значимый | — Реализация мероприятий Программы построения комплексной системы информационной безопасности ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала». Проектирование системы безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала». |
ФР13-05. Неправомерное воздействие на объекты электросетевого комплекса и их информационные и телекоммуникационные системы (террористического, диверсионного, криминального и иного характера), в том числе с использованием информационных технологий |
Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Значимый | — Внесение предложений в ИПРИнвестиционная программа развития и иные программы по оснащению объектов ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» инженерно-техническими средствами охраны. — Организация физической охраны объектов электросетевого комплекса. — Проведение проверок объектов электросетевого комплекса на предмет соответствия предъявляемым требованиям безопасности. |
ФР13-07. Умышленные противоправные действия как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества, наносящие экономический ущерб и вред деловой репутации |
Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества | Значимый | Значимый | — Взаимодействие со службой ФССПФедеральная служба судебных приставов РФ на стадии исполнительных производств, подписание с ФССПФедеральная служба судебных приставов РФ соглашений о взаимодействии, осуществление контроля погашения задолженности в рамках исполнительного производства по полученным судебным решениям по взысканию просроченной задолженности. — Проведение проверок (служебных расследований) по выявлению признаков противоправных действий как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества. — Своевременная защита интересов Общества с привлечением по необходимости правоохранительных органов. |
Информация о реализовавшихся критических функциональных рисках Общества по итогам работы за 2022 год
ID риска | Наименование риска | Факт реализации риска с указанием последствий реализации | Мероприятия, направленные на минимизацию последствий реализации риска |
---|---|---|---|
ФР09 | Несчастные случаи с работниками ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» на производстве | 3 случая производственного травматизма, в результате которых пострадало 4 работника, из которых 3 работника – со смертельным исходом, 1 работник – с травмами тяжелой степени. | 1. Внедрение и использование технологий, обеспечивающих безопасное выполнение работ и безопасные условия труда. 2. Видеофиксация подготовки и проведения работ на объектах. 3. Реализация Комплексной программы по снижению рисков травматизма работников. 4. Обучение и повышение квалификации работников Общества, в том числе практическое обучение методам и приемам безопасного выполнения работ в электроустановках и предупреждению опасных ситуаций на учебно-тренировочном полигоне. 5. Проведение внеплановых инструктажей персоналу ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала». 6. Контроль выполнения мероприятий в соответствии с актами расследования несчастных случаев. |
Риски информационной безопасности и киберугроз
В условиях повышенного уровня проведения компьютерных атак на информационную инфраструктуру и объекты электроэнергетики Общества существует значительная вероятность реализации угроз информационной безопасности. В качестве основных идентифицированы следующие риски информационной безопасности:
- нарушение и (или) прекращение функционирования объектов критической информационной инфраструктуры Общества в следствии неправомерного доступа к информации;
- искажение, хищение «чувствительной» информации в процессе ее получения, переработки, хранения, передачи;
- неправомерный доступ к конфиденциальной информации;
- целевые атаки на информационную инфраструктуру Общества включая объекты КИИКритическая информационная инфраструктура;
- нарушение требований в области обеспечения безопасности КИИКритическая информационная инфраструктура Общества.
В целях снижения рисков информационной безопасности, обеспечения устойчивости критической информационной инфраструктуры ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» при проведении в отношении неё компьютерных атак, выполнения требований федеральных законов по информационной безопасности в ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала» в 2022 году продолжена работа по созданию комплексной системы информационной безопасности:
- Проведено организационное реформирование подразделений информационной безопасности, создано управление информационной безопасности в составе Департамента безопасности и антикоррупционной политики исполнительного аппарата ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала»;
- Продолжена работа по эксплуатации централизованной системы мониторинга инцидентов информационной безопасности, охватывающей инфраструктуру всех филиалов ОАООткрытое акционерное общество «МРСК Урала», АОАкционерное общество «ЕЭСК».
- Обеспечен непрерывный (24×7) мониторинг инцидентов информационной безопасности с подключением к центру мониторинга инцидентов ГК Россети (ПАОПубличное акционерное общество «Россети Цифра»).
- Организовано взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам в целях взаимодействия при решении задач в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.
- Разработана проектно-сметная документация на реализацию технических решений по системе безопасности значимых объектов КИИКритическая информационная инфраструктура.
- Проведена замена импортных средств защиты информации, находящихся в эксплуатации на наиболее критичных участках, на отечественные решения.
Риски в области устойчивого развития
В Обществе проводится анализ среды (контекста), в том числе рассматриваются риски и возможности в области устойчивого развития.
Цели устойчивого развития | Описание ЦУРЦели в области устойчивого развития | Возможности | Риски |
---|---|---|---|
Развитие работников и Общества, создание достойных и безопасных условий труда | |||
Хорошее здоровье и благополучие | Обеспечение здорового образа жизни и содействие всеобщему благополучию, независимо от возраста | Стабильный, квалифицированный и высокопроизводительный трудовой коллектив. Высокий уровень обеспеченности персоналом за счет: – низкой текучести кадров; – реализации системных мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала; – улучшения условий и охраны труда; – снижения профессиональных рисков. |
-Возникновение несчастного случая на производстве с персоналом Общества. -Риски, связанные с нетрудоспособностью персонала в связи с заболеваниями эпидемиологического характера. |
Создание качественных и доступных сервисов для потребителей | |||
Недорогостоящая и чистая энергия | Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии | Общество, обеспечивая надежное, качественное и доступное электроснабжение, упрощая процедуры взаимодействия с потребителями электроэнергии путем развития электронных сервисов, повышает энергоэффективность, качество обслуживания потребителей, увеличивает долю оказываемых услуг на территории присутствия. | -Риск снижения надежности электроснабжения. -Недостижение показателя качества оказываемых услуг. -Нарушение функционирования объектов критической информационной инфраструктуры электросетевого комплекса. |
Совершенствование операционной деятельности и создание ценности | |||
Индустриализация, инновации и инфраструктура | Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям | Создание надежной цифровой инфраструктуры, не оказывающей негативного влияния на экологию региона. Возможности внедрения рационализаторских предложений работников Возможности, получаемые за счет внедрения рационализаторских технических, организационных и управленческих предложений работников, направленных на улучшение основных производственных показателей и создание условий для внедрения самых передовых технологий. |
-Повреждение, утрата, уничтожение объектов электросетевого комплекса. -Нарушение целостности, доступности, конфиденциальности информации. -Нарушение функционирования объектов критической информационной инфраструктуры электросетевого комплекса. -Невыполнение показателей эффективности инновационной деятельности. -Недостаточная квалификация производственного персонала. |
Ответственное потребление и производство | Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства | Электросетевой комплекс не относится к углеродоёмким секторам производства. В процессе деятельности Общество не осуществляет существенных прямых выбросов парниковых газов в атмосферу, но, несмотря на это, стремится минимизировать собственное влияние на окружающую среду и внести свой вклад в достижение углеродной нейтральности прежде всего путём: – сокращения потерь при передаче и распределении электроэнергии; – снижения расхода топливно-энергетических ресурсов для собственных нужд; – рекультивации земель и лесовосстановления; – повышения надежности электроснабжения; – популяризации энергосбережения и энергосберегающего образа жизни. – реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. |
– Отсутствие приборов учета электрической энергии, их моральный и физический износ. – Выявление случаев безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии потребителями. – Риск снижения надежности электроснабжения. |
Устойчивые города и населенные пункты | Обеспечение безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов | Возможность массового внедрения интеллектуальных систем учета электроэнергии в регионах присутствия Общества, что позволит снизить потери электроэнергии и повысить энергоэффективность электросетевой инфраструктуры. | -Невыполнение в установленный срок планов по созданию/модернизации систем учета. -Ограничение / невозможность привлечь требуемый объем финансирования. -Нарушения законодательства, локальных нормативных актов при выполнении заявок на отключение/ограничение потребителей. |
Борьба с изменением климата | Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями | Возможности, связанные с географическими особенностями страны или регионов деятельности. Возможности обусловлены резко-континентальным климатом регионов деятельности с ярко выраженной затяжной морозной зимой, а также коротким световым днем в осенне-зимний период. Регионы, на территории которых осуществляет деятельность Общество, в силу своих природно-климатических особенностей характеризуются высоким объемом потребления электроэнергии для обогрева и освещения в осенне-зимний период. |
-Природные явления (увеличение скорости ветра и повторяемости сильных гололедно-изморозевых отложений, налипания мокрого снега, повышение повторяемости и интенсивности экстремальной жары или холода, деградация (оттаивание) вечной мерзлоты) ведут к авариям на ЛЭПЛиния электропередач, обрывам проводов, повреждениям опор и металлоконструкций, повреждениям трансформаторных подстанций, снижению несущей способности оснований зданий и сооружений, в том числе опор ЛЭПЛиния электропередач. |
Партнерство в интересах устойчивого развития | Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития | Повышение эффективности работы и достижение целей в реализации масштабных и сложных проектов путем кооперации с органами государственной и муниципальной власти, контрагентами, общественными организациями. | -Несоблюдение подрядчиками сроков проектирования, поставки, строительства, ввода объектов в эксплуатацию. -Неготовность объектов заявителя к технологическому присоединению и неисполнение потребителем обязательств в части оплаты услуг по договору технологического присоединения. -Вовлечение Общества/работников Общества в коррупционную деятельность. -Банкротство или ликвидация контрагентов. -Нарушение Обществом/работниками Общества основных запретов и ограничений антимонопольного законодательства. |
Описание и оценка существенности физических и переходных климатических рисков, а также раскрытие причины того, почему они является существенными для Общества.
Основные географические и климатические особенности Урала, в зоне присутствия Общества, это удаленность от морей и океанов, континентальный климат. Для региона характерна резкая смена температур, иногда даже в течение суток. Это обусловлено постоянно сменяющимися теплыми и холодными потоками воздуха, поэтому погода непредсказуема и может кардинально измениться не за неделю, а сутки. Такие особенности несут в себе опасность наступления аварийных ситуаций на энергоустановках вследствие негативных природных явлений (ураганный ветер, сильный снегопад, гололёд, налипание снега на проводах, низкие температуры воздуха и др.). Для минимизации данных рисков Общество проектирует энергетические объекты с учётом особенностей регионального климата и географии, а также осуществляет реализацию программы страховой защиты объектов электрораспределительного комплекса от стихийных бедствий. Также ведётся политика управления запасами сырья, материалов, топлива, необходимых для осуществления основной деятельности Общества на случай возникновения дефицита сырья или возникновения риска нарушения транспортного сообщения.
Информация о рисках возникновения убытков в рамках взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, а также о том, как Общество управляет указанными рисками и устраняет их потенциальное негативное воздействие.
Общество придерживается этичного подхода к ведению бизнеса и стремится распространять такой подход среди контрагентов, а также способствовать их экономическому развитию, реализуя следующие практики:
- поддержка малого и среднего бизнеса и предпринимательства;
- противодействие коррупции;
- поддержка добросовестной конкуренции.
В связи с отсутствием фактов реализации рисков возникновения убытков в рамках взаимодействия с поставщиками и подрядчиками на значимом для Общества уровне, вероятность возникновения указанных рисков оценивается Обществом как низкая.